— Владимир Владимирович, разрешите приступить к запуску Забайкальского зернового терминала? — спросили Путина по видеосвязи представители ООО «Новый сухопутный зерновой коридор» во время торжественного открытия терминала 6 сентября 2022 года.
— Разрешаю, с удовольствием, — ответил Путин по видеосвязи. Сам он находился в тот момент во Владивостоке. Но его присутствие на церемонии даже в таком формате должно было подчеркнуть важность проекта для страны.
Проект первого в мире сухопутного зернового терминала на границе Забайкалья и Китая анонсировали еще в марте 2012 года. Но развиваться он начал в 2016-м, когда его поддержали президент РФ Владимир Путин с одной стороны и лидер КНР Си Цзиньпин — с другой. С тех пор его презентовали не иначе, как проект государственного значения. Планировалось, что через терминал в Забайкальске будут вывозить в Китай зерно из российских регионов восточнее Урала.
«Сегодня за Уралом производится 25-27 млн тонн зерновых. Все экспертные оценки говорят, что мы можем увеличить этот объём в 2-2,5 раза. Вопрос, куда этот дополнительный объём продать», — говорил гендиректор «Нового сухопутного зернового коридора» (НСЗК) Сергей Пушкин в мае 2023 года, за полмесяца до начала отгрузок.
По словам Пушкина, Китай находится лишь на 16 месте среди импортёров российского зерна. На КНР приходятся «жалкие 1,5%», и забайкальский терминал позволит резко увеличить поставки.
Хотя терминал и запустили в 2022 году, регулярные отгрузки стартовали только в июне 2023-го. Однако надежды на него не оправдались.
Несуществующие контракты
Строительство терминала началось с масштабных инвестиций — в 2023 году полпред Путина на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил, что в забайкальский терминал вложили 9,5 млрд рублей. Еще за 7.5 миллиарда НСЗК обещал построить «транспортно-логистический хаб» в Забайкальске. Город в полутора тысячах километров от Иркутска назвали стоящим «практически на входе в Иркутскую область» — именно там и предполагалось сделать логистический центр для доставки контейнерных грузов.
Для «сухопутного коридора» в Китай также обещали построить к 2029 году семь линейных элеваторов для хранения зерна возле железной дороги в Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областях, Алтайском, Красноярском и Забайкальском краях. Каждый оценивали ещё в 5 млрд рублей.
Для возведения элеваторов руководство НСЗК подписывало соглашения с губернаторами. Первый должен был появиться в Алтайском крае в 2024-м, но в том же 2024-м власти региона заявили, что НСЗК отказался от строительства в Бийске под предлогом невозможности формировать крупные составы с зерном на местной железной дороге, а новые площадки так и не подобрали. От элеватора в Новосибирской области официально отказались позже — в июне 2025 года. НСЗК «приостановила реализацию проекта», заявил министр экономического развития региона Лев Решетников.
Сообщений о строительстве элеваторов в других регионах также не поступало.
Зато на англоязычном сайте проекта, который не обновляется с мая 2024 года, утверждается, что уже «создана сеть из 7 линейных (узловых) элеваторов»: «Единовременная мощность хранения каждого элеватора составляет 200 тыс. тонн, годовой грузооборот более 500 тыс. тонн».
Участники отрасли говорили изданию «Толк», что весь проект со строительством элеватора на Алтае был сомнительным, потому что в аграрном регионе есть десятки крупных линейных элеваторов, в том числе пустующие. Глава совета директоров Третьяковского и Коротоякского элеваторов Сергей Маслов оценивал покупку подобного объекта максимум в 0,5 млрд рублей, что вместе с инвестициями в модернизацию было бы в разы дешевле, чем строить новый.
Но на идее с элеваторами в Сибири инициаторы проекта не остановились, несмотря на обещания, что сухопутный терминал в Забайкальске будет связан только «с сибирским зерном». Уже в 2024 год было объявлено, что частью этого коридора должен стать и терминал «Алабуга» в особой экономической зоне Татарстана около логистического комплекса имени Дэн Сяопина (в ОЭЗ «Алабуга» также производят беспилотники для войны в Украине).
В сентябре 2023 года в НСЗК утверждали, что до 2032 года должны поставить более 100 млн тонн зерна через Забайкальск по контрактам с разными китайскими структурами — госкорпорацией «Чэнтун» (China Chengtong International, Ltd), торговой компанией Noble Home и транспортной Trans Eurasia (Tianjin) International Logistics. Ещё один контракт на 70 млн тонн зерна НСЗК подписал с «Чэнтун» в октябре 2023-го.
China Chengtong International — инвестиционный холдинг, принадлежащий правительству Китая. Он фактически занимается вложениями государственного капитала от имени КНР. В 2021 году S&P Global включила подразделение корпорации по управлению фондами в тридцатку крупнейших инвестиционных компаний мира. Её основной российский проект — бизнес-парк GREENWOOD в Подмосковье. Он включает склады в районе аэропорта «Шереметьево» и на Ленинградском шоссе, отель, технопарк, торгово-выставочный комплекс и «Торговый дом „Дружба“». На площадку GREENWOOD приезжают высокопоставленные китайские чиновники. Государственный «Российский экспортный центр» утверждал, что «Чэнтун» «уже более 20 лет активно работает в России».
«Предположу на 90%, что никакой сделки нет. И обращу внимание, что все новости об этом мега соглашении идут из России, — заметил ещё в 2023 году директор аналитического центра „Совэкон“ Андрей Сизов. — Весь остальной мир не в курсе. Кто-то, кажется, пытается капитализировать историю российского-китайской дружбы по полной».
Таких контрактов «не бывает в принципе», обратил внимание Сизов: «Для далёких от темы — контракт в несколько сотен тысяч тонн, это уже крупная сделка. Здесь же речь о 170 млн тонн. Примерно 4-5 годовых общероссийских экспортных объёмах».
Глава Российского зернового союза, куда выходят почти 300 производителей, обеспечивающих 90% зернового экспорта РФ, Аркадий Злочевский считает, что Китай пока не будет закупать российскую пшеницу в крупных объёмах по политическим мотивам.
К тому же последние годы урожай зерновых в России падает, а не растёт, как прогнозировали в НСЗК (из-за сокращения посевных площадей на фоне засухи и увеличения затрат на производство, в том числе из-за санкций и ограничений экспорта).
В 2023 году в стране собрали 144,9 млн тонн зерна, что на 5,7% ниже показателя 2022-го, а в 2024-м ещё меньше — 125,8 млн тонн (упали урожаи пшеницы, бобовых, подсолнечника, ячменя, кукурузы и ржи, а выросло, например, производство рапса, из которого в Китае традиционно делают масло).
А в июле 2025 года директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько заявил, что на Юге России ожидается рекордно низкий урожай зерна и назвал грядущий урожай зерна «компактным». «По-русски говоря, это полная жопа», — резюмировал ситуацию фермер из Ростовской области.
В регионах Сибирского федерального округа посевные площади яровой пшеницы в 2024 году снизились на 12,5% или 700 тыс га, свидетельствуют данные Росстата. Зато местные аграрии всё больше ориентируются на рапс и зернобобовые — аналитики связывают это с ростом экспорта этой продукции в Китай.
Кроме того, рекордные урожаи сибирской пшеницы в 2022 году обернулись нераспроданным зерном — цены были на уровне себестоимости, а в минсельхозе Новосибирской области признавали, что выращивать её становится «недостаточно экономически выгодным».
В Сибири есть профицит зерна, но его недостаточно, чтобы загрузить обещанные «зерновым коридором» мегамощности. Да и нынешние остатки, вероятно, не очень интересуют компанию, отмечают опрошенные «Людьми Байкала» участники рынка. Двум влиятельным игрокам на зерновом рынке Сибири неизвестно и о каких-либо реальных контрактах НСЗК с местными аграриями. Один из опрошенных трейдеров, работающий с сибирским зерном более 10 лет, и вовсе признался, что впервые узнал об НСЗК от журналиста и ничего не слышал от коллег о контрактах с «зерновым коридором».
«Мы видим много новостей от Забайкальского зернового терминала о подписании каких-то соглашений, но не видим новостей о конкретных поставках, — заметил главный редактор журнала о сибирском сельском хозяйстве „Председатель“ Павел Березин в беседе с „Людьми Байкала“. — Какой-то особой активности в отношении сибирского крестьянства, наших аграриев тоже не видно. При том, что проекту уже 10 лет, и сибирские аграрии с достаточно большой надеждой смотрели на него как на ещё одну точку вывоза зерна — Сибирь становится всё более и более профицитной по зерну, практически уже все регионы, включая Иркутскую область, обладают достаточно серьёзным экспортным потенциалом».
Но даже если бы эти контракты были, то возникают вопросы с логистикой, добавил Березин, напомнив о загруженности Транссибирской железной дороги.
«Пока мы видим, как говорит наш вице-премьер по АПК товарищ [Дмитрий] Патрушев, словесные интервенции. А больше ничего не слышно, по крайней мере, в нашем местном агробизнесе, о каких-то контрактах и поставках, направленных на восток через Забайкальский терминал. По-моему, их просто нет», — допустил Березин.
При этом экспорт зерна из Сибири в Китай в 2025 году падает, а не растет, как следует из фитосанитарных сертификатов, с которыми ознакомились «Люди Байкала». В январе-мае 2025 года в Китай вывезли 205 тыс. тонн зерновых культур из регионов Сибирского федерального округа — это на 24% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го). Дальше за Китаем по уровню экспорта следует Казахстан — туда вывезли 200 тысяч тонн (на 61% меньше), следует из имеющихся в распоряжении «Людей Байкала» предварительных данных из фитосанитарных сертификатов для поставок, выданных в Сибирском федеральном округе. Экспорт зернобобовых в Китай, напротив, растёт — 115 тыс. тонн (плюс 8%). Основные экспортёры — это Новосибирская и Омская области, Алтайский и Красноярский края.
Глава Минсельхоза России и атомщик с офшорами
Идея «зернового коридора» в Китай принадлежит Карену Овсепяну, который долгое время возглавлял компании, входящие в НСЗК. Сейчас он формально не имеет к ним отношения, хотя на китайском варианте сайта НСЗК до сих пор назван «инициатором и руководителем» проекта.
Овсепян был бизнес-партнёром Анастасии Краттли — дочери губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва. В 2015-м Путин назначил того министром сельского хозяйства РФ. Ткачёв лично присутствовал при заключении соглашения о «зерновом коридоре».
Чем еще владеет семья Ткачевых: одним из крупнейших агрохолдингов России — «Агрокомплексом». Это один из главных землевладельцев страны, по версии журнала Forbes, его угодья — самые дорогие в РФ. После начала войны в Украине «Агрокомплекс» Ткачёва зашёл на оккупированные территории и занял чужие сельскохозяйственные земли, писала The Wall Street Journal в декабре 2022 года.
Главы украинских сельхозкомпаний заявляли, что «Агрокомплекс» получил права примерно на 400 тыс. акров земли (160 тыс. гектаров) в Донецкой и Луганской областях. В частности, по словам исполнительного директор HarvEast Holding Дмитрия Скорнякова, землю его фирмы разбили на три части, и 100 тыс. акров, находившихся в собственности или аренде в Донецкой области, передали «Агрокомплексу». Фермеры обвиняли холдинг Ткачёвых и в угрозах оружием. В 2025-м компания расширила владения в ДНР, купив местного производителя зерновых ООО «Сельком».
Напрямую с «зерновым коридором» и терминалом в Забайкальске связаны пять компаний, следует из данных реестра юридичских лиц. Главная из них — ООО «Новый сухопутный зерновой коридор», которому принадлежит одноименный бренд. С февраля 2024 года фирму возглавляет Александр Мертен.
Мертен, по данным его открытой биографии и сервиса «Контур.Фокус», прежде не занимался аграрным бизнесом, но он известен в атомной промышленности. С начала 2010-х он работал в структурах госкорпорации «Росатом». Был директором Восточно-Европейского филиала «Атомэнергопрома», а в 2012-2014 годах возглавлял украинское представительство «дочки» «Росатома» ЗАО «Русатом Оверсиз», продвигающей госкорпорацию в разных странах мира. В 2019-2021 годах Мертен был советником руководителя «Росатома».
Остальные четыре компании, связанные с терминалом, принадлежат «Новому сухопутному зерновому коридору». ООО «Забайкальский зерновой терминал» и АО «Контейнерный терминал Забайкальск» зарегистрированы в Забайкальске, ООО «Сибирский зерновой проект» и ООО «Производственно-экспортная компания „ЭПТ“» базируются в Новосибирске. Последняя занимается закупками зерна, следует из списка вакансий на сайте HeadHunter.
Все структуры работают в минус. По итогам 2024 года они показали совокупный убыток в размере 2,33 млрд рублей при общей выручке чуть более 1 млрд. По данным налоговой службы, полученным через сервис «Контур.Фокус», во всех пяти компаниях в 2024 году работали 375 человек.
Материнская компания «Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК), зарегистрированная в Москве, на 60% принадлежит «РВМ Капитал» — это одна из крупнейших частных управляющих компаний в стране. Ею руководит советник бывшего главы «Российских железных дорог» Владимира Якунина и бывший бизнес- партнёр его сына Сергей Орлов.
По данным на 2021 год, «РВМ Капитал» на 50,1% принадлежит «Инвестиционной группе „РВМ Капитал“» Орлова и экс-главы банка «Менатеп Спб» Феликса Блинова, на 30% — ООО «Тэтис Кэпитал» (ранее принадлежал инвестиционной группе «Тринфико»), на 19,9% — негосударственному пенсионному фонду «Благосостояние», который аккумулирует пенсионные накопления сотрудников «Российских железных дорог» (средствами управляет «РВМ Капитал»).
Четверть всей компании напрямую и через подконтрольную ей фирму «Промальянс» принадлежит 69-летней Алле Татур — старшей сестре беглого предпринимателя Леонида Макаревича. Он в начале 90-х взял под контроль советское предприятие по производству трансформаторов «Электрозавод» и превратил одного из старейших поставщиков Росатома в семейный бизнес — холдинговая компания «Электрозавод».
В конец 2010-х против руководства компании было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, на этом фоне в 2020-м Сбербанк и АФК «Система» выкупили «Электрозавод» за 24,7 млрд рублей. В 2022-м Макаревич сбежал из России и был объявлен в розыск, а Алла Тартур занялась инвестиционной деятельностью. У неё с Макаревичем было совместное ООО «Центр Сервис», занимавшееся недвижимостью — сейчас фирма принадлежит ООО «Мегаполис-Инвест», подконтрольному Сберу и одному из крупнейших девелоперов страны ГК «Эталон».
Учредителем “Мегаполис-Инвеста”была АФК Система миллиардера Владимира Евтушенкова. Ещё 5% НСЗК записаны на Марию Шаталову, которая возглавляла департамент имущественно-правовых отнощений “Электрозавода«при семье Макаревича.
Оставшиеся доли — кипрским офшорам Belper Holdings Limited и Salenside Holdings Limited. Ими через другие кипрские фирмы управляет юридическая компания Chelko и её владелец Костас Циелепис, известный, например, по сотрудничеству с покойным кузбасским угольным олигархом Александром Щукиным
Salenside купила 4% «Нового сухопутного зернового коридора» всего за 4 тыс. рублей 24 сентября 2021 года, говорится в годовом отчете компании (имеется в распоряжении «Людей Байкала»).
С «зерновым коридором» оказались связаны и другие высокопоставленные люди. До 2018 года совладельцами ООО «Забайкальский Зерновой Терминал», который сейчас полностью принадлежит НСЗК, вместе с Кареном Овсепяном были ООО «Первая сибирская экспортно-зерновая компания» и ООО «Инвест РД».
Первая фирма принадлежала Оксане Градовой и Владимиру Горшенину, который известен как бизнес-партнёр главы Росрыболовства Ильи Шестакова (через ООО «РРК-Инвест»). Шестаков, в свою очередь — сын президента Международной федерации самбо, экс-депутата Госдумы от «Единой России» Василия Шестакова, который занимался единоборствами вместе с Владимиром Путиным, Борисом и Аркадием Ротенбергами.
«Инвест РД» принадлежал совладельцу крупного оператора в сфере железнодорожных перевозок «РБ-Группу» Сергею Григорьеву, Ольги Пивоваровой, которая была бизнес-партнером жены Кирилла Матвиенко, сына спикера Совфеда Валентины Матвиенко (Пивоварова и Юлия Леонидовна Матвиенко владели ООО «Аппарт отель — Таврический» в Крыму), а также Ольге Ле Брен. Последняя прежде носила фамилию Бабакова и приходится дочерью вице-спикеру Госдумы Александру Бабакову.
В конце июля Забайкальский зерновой терминал показывали премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. Но — только по телевизору и в виде презентации, следует из пресс-релиза правительства Забайкалья. Приехавший в регион Мишустин не нашёл время посетить главный российско-китайский проект в сельском хозяйстве, или его туда просто не повезли по каким-то причинам.
В Забайкалье премьер провёл совещание о развитии экспорта зерна. Сибирским аграриям снова рисовали радужные перспективы: рост объема производства на 25% к 2030 году, сохранение господдержки, возможность экспортировать почти все излишки в Китай через зерновой терминал. Но всё совещание можно было бы и не проводить, оставив только финальные слова министра сельского хозяйства Оксаны Лут: «Основной вопрос здесь, конечно, это соглашение с нашими китайскими партнерами о выделении беспошлинного импорта. Импорта закупки с их стороны наших зерновых. Сейчас, к сожалению, у нас пока нет такой возможности».
На момент публикации в «Новом сухопутном зерновом коридоре» не ответили на вопросы «Людей Байкала» об объёмах инвестиций, поставщиках зерна и общей готовности проекта.